В результате освоения предметного
содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование
универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных,
коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных
результатов.
Образовательные и воспитательные
задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического
аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология
правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений,
позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью
самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным
образом строится на дидактической игре.
В результате освоения предметного
содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные,
так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая
работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет
испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны
рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная
возможность для их реализации.
Урок математики
1 класс
Тема: Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с
нулем.
Цели:
- Сформировать представление
о числе 0, способность к его записи, изображению на числовом отрезке,
сложению и вычитанию с 0;
- использовать математические
представления в количественном и пространственном отношении;
- производить вычисления для
принятия решений в различных жизненных ситуациях;
- читать и записывать
свойства сложения и вычитания с 0 на языке математики;
- формировать основы
рационального мышления, математической речи и аргументации;
- работать в соответствии с
заданными алгоритмами;
- вести поиск информации
преобразовать её в удобные для изучения и применения формы;
- учиться
самостоятельно определять цели своей деятельности;
- учиться самостоятельно
оценивать свою работу.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс. Т.Е. Демидова;
презентация к уроку; карточки для работы в парах.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к деятельности (оргмомент).
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
– Ребята, составьте из разбросанных букв слово.
Слайд 1
– Правильно, это – математика. А для чего нужно знать математику? Кто из вас
желает сегодня узнать что-то новое по математике?
Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать, и решать – мы отправимся
путешествовать, и возьмем с собой сказочного героя.
Отгадайте загадку: круглый, румяный, в печке печен, на окошке
стужен.
– Правильно, колобок.
Слайд 2
Скок да скок, скок да скок, покатился колобок.
Круглый да румяный, прямо на поляну.
2. Актуализация знаний. Устный счет
– Катится, катится колобок, а навстречу ему заяц.
Слайд 3
«Колобок», – косой сказал, –
«Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь дорожку отпущу
И морковкой угощу!»
– Ребята, давайте поможем колобку выполнить зайкины задания.
Дети работают в тетрадях, записывают самостоятельно только ответы. Двое
детей работают у доски.
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок - сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?
Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?
Как под
ёлкой встали вкруг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!
Вот семь зайчат по дорожке идут,
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?
– Ребята, мы с вами выполнили зайкино задание, что нужно теперь сделать?
Правильно, проверить.
Слайд 4
Дети проговаривают, как решали каждую задачу. На слайде постепенно
появляются ответы. Двое ребят у доски проверяют с помощью учителя.
– Посмотрите каждый на свою работу
– согласны, что задание выполнено? Я предлагаю вам его оценить, посмотрев на
правильный вариант. На полях закрасьте красным цветом кружок, кто правильно,
без ошибок выполнил задание. Если есть те, кто выполнил с одной ошибкой – в
желтый цвет, ну а кто не справился с заданием – в зеленый.
– Ребята, что можно посоветовать тем детям, которые не справились с
заданием?
3. Постановка учебной проблемы
– Зайка еще одну задачу предложил выполнить колобку. Я предлагаю выйти
четырем ребятам, чтобы помочь решить задачу.
Учитель читает задачу и дети инсценируют её.
Зайчиха - бабушка
Испекла четыре оладушка
Угостила двух внучат,
Своих веселеньких зайчат,
А еще два отдала
Соседке белке из дупла.
Сколько оладушков
Осталось у зайчихи - бабушки?
– Правильно, нисколько. Кто может сказать, а как называется это число? Какая
будет тема нашего урока? Чего мы не знаем? Какая цель?
Слайд 5
– Сегодня мы познакомимся с числом 0, научимся писать цифру 0, а также
будем учиться выполнять вычисления с числом 0.
4. Открытие нового знания
– Посмотрите на числовой отрезок, где располагается число 0? (учебник стр.
30)
– На что похожа цифра 0?
– А на нашего героя похожа?
Слайд 6
Вот навстречу серый волк -
В колобках он знает толк.
Чтобы волк его не съел,
Колобочек наш запел.
«С песней, друг мой, не спеши,
Лучше ноль мне напиши»
– Давайте научим колобка писать эту цифру. Я предлагаю вам всем вместе
прописать цифру (в воздухе), глядя на монитор. А потом самому смелому объяснить
на доске и прописать в тетрадях.
Слайд 7
Дети показывают и объясняют, как пишется цифра, а потом работают в
тетрадях. Сравнивают свои написанные цифры с образцом и отмечают самые
правильные.
– Если вы правильно написали все цифры, то закрасьте кружок в красный цвет.
– Ребята, что можно посоветовать тем детям, которые не смогли правильно
прописать?
Физкультминутка
Слайд 8
На мониторе картинки: елочки, круги…
Сколько елочек зеленых – столько выполним наклонов (5)
Сколько здесь у нас кружков – столько сделаем прыжков (4)
Сколько ягодок на кочке – столько встанем на носочки (8)
Ну, а сколько будет тучек – столько раз подымем ручки (0)
– Ребята, цифру 0 мы научились писать, что мы еще должны сегодня узнать?
Слайд 9
Не попал он волку в лапы.
Вдруг навстречу – косолапый.
Колобочек испугался,
На пенек быстрей взобрался.
Только начал песни петь,
Как медведь давай реветь
«Ты не пой мне, колобок»,
Лучше ты реши, дружок,
Трудные заданья…
Прошу без опозданья»
– Трудные задания находятся в № 1 и № 2 стр. 30. Что нужно сделать?
Правильно, найти ответ и проиллюстрировать числовые равенства.
Ребята работают у доски и в тетрадях. При объяснении приходят к выводу о
свойствах сложения и вычитания с 0.
– Всегда ли при сложении числа с 0 получается то же самое число? Почему?
– Как это записать для любого числа?
а + 0 = а
Аналогично проходит работа по установлению других свойств нуля
0 + а = а
а – 0 = а
а – а = 0
– Ребята, с чем сейчас познакомились?
Слайд 10
– Приведи свои примеры.
5. Закрепление
– Катится колобок, а навстречу ему лиса.
Слайд 11
Вот и лисонька идет
И такую речь ведет:
«Съем тебя я, колобок,
Но даю тебе я срок,
Чтоб сумел без промедленья
Все задания решить
И ребят всех удивить!»
– Поможем, ребята? Что нужно выполнить в этом задании? Правильно, сравнить,
ну а сначала нужно найти значения выражений. На что мы будем опираться в
решении?
– Правильно на формулы. Работать будите в парах.
Дети, работая в парах по карточкам, совещаются и ставят знаки. Несколько
пар работают у доски.
5 + 0 _ 0 +
5
3 – 0 _ 3 + 0
9 – 9 _ 1 +
0
0 + 7 _ 7 – 0
После происходит коллективная проверка.
– Ребята, кто справился с этим заданием, на полях закрасьте красным цветом
кружок. Если есть те, кто выполнил с одной ошибкой – в желтый цвет, ну а кто не
справился с заданием – в зеленый.
– Ну что же, придется лисе отпустить колобка, все задания благодаря вам он
решил.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– Ребята, колобок благодарит вас и предлагает вам самостоятельно справиться
с заданием № 4.
Дети индивидуально работают на примере нового способа действий. После
проходит самопроверка со специальным эталоном, и оценивают себя – закрашивая
кружок.
7. Итог. Рефлексия
– С чем мы сегодня познакомились?
– Сколько выполнили заданий и закрасили кружков? (4)
– Встаньте те, у кого четыре красных кружка. Молодцы. Вы выполнили без ошибок
все задания. Ребята, что можно посоветовать тем детям, которые не получили все
красные кружки?
– Поднимите руки, кому нужно потренироваться в математическом диктанте? Кому в
написании цифры 0? Кому в сравнении? А кому в решении с числом 0?
– Улыбнитесь, кому урок понравился.
– Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.
– Нарисуйте эту оценку в своих еженедельниках
Дети рассказывают о своих затруднениях. Показывают сигналы
Литература:
1. Программа «Математика» Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В.Горячев.
2. «Праздник числа» Волина В. |