РУССКИЙ ЯЗЫК,
2 КЛАСС
ТЕМА: правописание слов с мягким знаком.
ЦЕЛИ: обобщить и повторить тему;
формировать навыки правописания и
самоконтроля;
совершенствовать навыки письма,
прививать любовь к родному языку;
расширять словарный запас
учащихся;
развивать речь, мышление;
воспитывать бережное отношение к
природе.
I.
Подготовка и мотивация.
II. Сообщение
темы урока.
Ребята! Мы с вами закончили
изучение самого первого этапа темы «Правописание
слов
с мягким знаком».
- Какие функции выполняет мягкий знак?
(обозначает
мягкость согласного и разделяет согласный и гласный звуки).
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие
на автобусе в деревню Пальцево.
Только
путешествие это будет воображаемым. Мы представим себе, что сейчас лето.
III. Оформление работы. Минутка чистописания.
Итак, скоро подойдет автобус. В нем лучшие
места займут те, кто правильно и красиво
напишет слова, в которых есть опасение сделать ошибку.
Первым справился с заданием… Он первым
пойдет на посадку… Молодцы! Все справились с работой. Идем дружно на посадку.
IV. Словарная работа. (Картинный диктант).
Посмотрите, сколько уже пассажиров сидят в
автобусе! Давайте назовем всех,
кто едет в Пальцево.
Называем пассажиров и записываем:
Поставим в словах ударение, отметим
безударные гласные.
- В
каких словах есть мягкий знак?
- Каковы его функции?
V. Повторение.
-
Заходим в автобус. Да тут уже едут дети! Познакомимся с ними. Девочек
зовут Дарья, Ольга, Марья, мальчиков – Илья, Демьян.
Но они не одни. С ребятами – их любимцы.
У
Дарьи – кошка Муська.
У
Ольги – крыса Пуська.
У
Марьи – хомячок Борька.
У
Ильи – собака Жулька.
У
Демьяна – попугай Булька.
(Запись
поочередно по одному предложению на
доске и в тетрадях).
VI. Физкультминутка.
- Поехали!
В
окошко мы увидели
И
речку, и цветы. (Поворот головы)
Узнали
много нового
И
я, и мы, и ты.
А
в Пальцеве нам встретятся
И
щуки, и ерши,
И
ласточки и белочки, (Приседания)
Чижи,
ежи, ужи.
Вот
за окошком Лощино.
Устала
детвора.
Вот
показалось Пальцево, (Упражнения для рук)
Нам
выходить пора.
VII. Закрепление.
На доске аппликация. Лесная полянка.
- Мы пришли на лесную полянку. Здесь, в лесу,
живут звери, птицы и рыбы в речке, растут цветы, в названиях которых мы
встретим знакомое правило на правописание мягкого знака.
Какое это правило?
А сейчас запишем название всего того, что
вы видите на аппликации, но в этих словах должен быть мягкий знак.
(В
первый столбик записать слова с
разделительным ь, во второй столбик
– с ь, обозначающим мягкость
согласных).
муравьи пеньки деревья лось
олень
медведь
воробьи листья
колокольчик
(Проверка выполнения)
Поэтическая
разминка.
Воду
… из речки стриж (Текст написан на карточках)
В
бубен … малышка-мышь.
Сыну
… штанишки ёж.
…
из тучки теплый дождь.
Выписать слова, которые вы вставили в
рифмовку.
Подчеркнуть мягкий знак. Какова его
функция?
Выписать последнее предложение. Разобрать
по членам.
Мы прощаемся с нашей замечательной
полянкой.
Проверили, что не оставили за собой
мусора.
Садимся в автобус. Поехали!
Чтобы в поездке не было скучно, проведем
мини - викторину.
Ответь
одним словом.
1. Светлое время суток (день).
2. Когда ничего не хочется делать (лень).
3. Ты стоишь – она стоит,
Ты
бежишь – она бежит (тень).
4. Дерево срубили – остается (пень).
5. В поле около реки
Расцветают
(васильки).
6. Красна девица сидит в темнице,
А коса – на улице (морковь).
7. На них бегают по льду (коньки).
8. Надевают в холодную погоду (пальто).
9. Девочки надевают на бал (платье).
10.
Ими оплачивают покупки (деньги).
VIII. Подведение итогов.
- Вот и закончилось наше веселое
путешествие. Какие правила мы вспомнили?
(Правописание
слов с мягким знаком, большая буква в именах и кличках животных).
Оценки.
Резерв.
Вот и школа. За окном – зима. Кончаются
уроки. Что мы сделаем? С друзьями мы возьмем коньки и побежим вперегонки.
Тест. Обозначение мягкости согласных звуков.
1.Какая буква не смягчает
согласные звуки?
∆ буква е
□ буква ь
○ буква а
2. Укажи слово, в котором все
согласные мягкие.
∆ пальто
□ мебель
○ тесто
3. Назови предметы, изображённые
на рисунках. Произнеси последние звуки в словах. В каком слове последний
согласный твёрдый?
8
∆
□
○
4. Укажи высказывание, с которым
ты не согласен.
∆
Перед звуком [и] согласные произносятся мягко.
□ Согласные звуки [ж], [ш],
[ц] всегда твёрдые.
○ В сочетаниях чк, чн, щн пишется
мягкий знак.
5. Поставь данные слова в
единственное число. В каком из слов на конце не будет писаться мягкий знак?
∆ гости
□ гуси
○ свечи
6. Укажи строчку, в которой все
слова начинаются с твёрдого согласного звука.
∆
жизнь, кольцо, пылесос
□ дача, конфеты,
весна
○ килька, весло,
тюль
7. В каком сочетании пишется буква ы?
∆
ш___
□
д___
○
ж___
8. Укажи, в каком слове надо
писать мягкий знак.
∆
пыл__ца
□
туч__ка
○
точ__но
|